Главная Новости О лицее Сферы
работы
Документы Родителям
и ученикам
Фото Видео Радио Газета
"КЛАССно"

Новости


03.09.12
Уроки "Семья и семейные ценности"

 Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.                             

 Л.Толстой.

 

«Уроки семьи и семейных ценностей» 1 сентября 2012 года

 

Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. 

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

 

Интернет-ресурсы и литература по теме «Семья и семейные ценности»

1.      Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. // http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf

/ В рекомендациях по организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся представлены ссылки на программы и учебно-методические комплексы по указанной теме, краткие комментарии по проведению занятий в начальной, средней и старшей школе. Кроме этого в приложении представлены программы и сценарии данных занятий/. 

2.      Методические рекомендации по проведению 1 сентября урока  на тему  «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область. // http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc

3.      Методические рекомендации по проведению первого урока, посвященного году семьи, Воронежская область. // http://www.otdel-ostrogosk.narod.ru/rmk/metod/07-4639.doc

/В рекомендациях представлены условия проведения занятия, технологическая карта проведения урока, рекомендации по подбору тем занятия исходя из возраста детей, а также  семьи, а также учебные материалы - детские рассказы и сказки, задания и игры о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях и сестрах.

4.      Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650

5.      Семейные ценности.  Сайт // http://semcennosti.info/

6.      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи: презентации к уроку // http://festival.1september.ru/articles/614417/

7.      Родительское собрание по теме "Влияние семьи на ребенка" // http://festival.1september.ru/articles/529605/

8.      Классный час "Наша дружная семья" // http://festival.1september.ru/articles/526603/

9.      Родительское собрание в 7-м классе "Семейные ценности в современном обществе" // http://festival.1september.ru/articles/600658/

10.  Семейные ценности. Настоящее и прошлое: сценарий классного часа // http://festival.1september.ru/articles/530941/

11.  Родительское собрание "Семья – главная ценность в жизни". 8-й класс // http://festival.1september.ru/articles/538228/

12.  Внеклассное мероприятие "В кругу семьи" // http://festival.1september.ru/articles/618484/

13.  Внеклассное мероприятие "А всему начало - отчий дом" // http://festival.1september.ru/articles/526420/

14.  Семья и семейные ценности: Интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе // http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901415

 

Литература

 

1.      Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи. // Педагогика.- 2008. - № 3. С.48 - 59.

2.      Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников. 2008. - № 1. –С. 45 - 49.

3.      2008 год – Год семьи // Воспитание школьников. – 2008.- № 2. - С. 16.

4.      Игра «Дом счастья» // Воспитание школьников. – 2008.- № 2. – С.75 - 79.

5.      Семейный совет «Под счастливой крышей» // Воспитание школьников. – 2008. - № 3. –С..74 - 79.

6.      Семейный праздник «Родительский дом, начало начал» //Воспитание школьников.- 2008. -  № 4. - С.75 – 79.

7.      Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель. 2007. - № 8. - С. 82 – 102.

8.      Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.

9.      Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

10.  Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

11.  Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.

12.  Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.

13.  Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.

14.  Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.

15.  Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

16.  Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.

17.  Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.

18.  Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.

19.  Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.

20.  Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского / Пер. с англ. – М., 1992.

21.  Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

22.  Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.

23.  Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

 

 Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: слезы и смех,

Взлет и паденье, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

И стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем.

 

Ценности семейной жизни, рождения и воспитания детей, находятся на стыке ценностей частной и общественной жизни. В ходе развития человеческой цивилизации, превращения стада в общество, возникновения моногамной формы брака (единобрачия) и расширения области частной жизни индивида семья во все большей степени концентрировала многие существенные жизнепроявления личности. Именно в ней происходят самые важные события человеческого круга жизни: зачатие индивида, его рождение в биологическом и духовном смысле слова. Здесь – большая часть личной жизни человека, здесь человек воспроизводит себя в потомстве, передает последующему поколению жизненный опыт.

В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фокусируются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех ее членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищенной не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.

Исключительно нужна семья детям, поскольку она – это их первая встреча с миром, в котором они находят самых дорогих, заботливых и любящих существ: мать, отца, бабушек и дедушек, других членов семьи. Здесь же ребенок впервые учится выполнять многие важнейшие индивидуальные и общественные функции, учится выделять себя в семье как первичной ячейке общества и обретать первые шаги самостоятельности и свободы.

Семья – одна из главных сфер создания, сохранения, культивирования и передачи человеческих ценностей, она средоточие важнейших гуманистических традиций любви и заботы, бескорыстия и доброжелательности, самоотверженности и солидарности. Семья такой же дар ребенку, как и жизнь, поскольку она образует первую, непосредственную, неотделимую от него среду существования, тем более надежную, чем прочнее и счастливее семья. Хорошо, когда человеческая жизнь от рождения и до конца имеет прочную семейную основу, протекает в лоне семьи.

Но семья не только дает ощущение надежности жизни. В свою очередь она предполагает постоянные «вложения» в нее как материальных, так и духовных ценностей, т.е. она – бережно охраняемая, неуклонно поддерживаемая и обогащаемая ценность. Только в этом случае она гуманна и прекрасна. Сложнее всего осознать ценность семьи ребенку, для которого она дар и настоящая благодать. Привыкшему от рождения пользоваться ее благами человеку непросто в какой-то момент отдать себе отчет в том, что и он должен что-то делать для семьи, быть чем-то ей обязан и даже в чем-то ограничивать себя во имя семьи. Впрочем, потребительское отношение к семье – едва ли не самая распространенная российская ошибка в понимании этой основополагающей ценности.

Гуманистическое воспитание означает в этой связи помощь в возможно более ясном осознании всеми членами семьи ценности ее единства и гармонии, понимании ими особенностей своих ролевых функций в ней. А умение так сбалансировать и соотнести возможности, потребности и обязанности каждого из них, чтобы в итоге богатства человечности могли бы раскрыться и реализоваться в семье наиболее полным и плодотворным образом, делает семейную жизнь по-настоящему счастливой.

 

Права и обязанности родителей

 

Права и обязанности родителей включают в себя как имущественные, так и личные неимущественные права и обязанности. Родительские правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей и носят дву­сторонний характер, поскольку права и обязанности существуют и у родите­лей, и у ребенка.

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей. При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом.

Во-вторых, родительские права ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотноше­ния являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Нередки жизненные ситуа­ции, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

Право и обязанность родителей по воспитанию своих детей включает в себя:

само право на воспитание и развитие своих детей;

обязанность по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей

Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Семейный кодекс предусматривает также права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей.

Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Ограничения при осуществлении родительских прав являются самостоя­тельным способом правового регулирования отношений, связанных с семей­ным воспитанием ребенка. Нормы СК РФ запрещают родителям совершать по отношению к детям следующие действия:

≈ причинять вред физическому и психическому здоровью детей;

≈ причинять вред нравственному развитию ребенка;

≈ применять способы воспитания, связанные с пренебрежительным, жесто­ким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком;

≈ наносить оскорбления ребенку;

≈ применять эксплуатацию детей.

Ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:

- когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ре­бенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей (одного из них). К та­ким обстоятельствам относятся психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств, серьезные физические дефекты и др.;

- если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их по­ведения является опасным для ребенка, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав.

В отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке, СК РФ предусматривает административный порядок отобрания ребенка у ро­дителей или других лиц, на попечении которых он находится. Органы опеки и попечительства наделены правом немедленного отобрания ребенка у названных лиц при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка.

Помимо непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, пра­вовым основанием незамедлительного отобрания ребенка у родителей или лиц, на попечении которых он находится, являются постановление (распоряжение) органа местного самоуправления.

Лишение родительских прав производится  в судебном порядке.

Основания лишения родительских прав:

◊ уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно-полезному труду;

◊ отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, лечебного, воспитательного учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

◊ злоупотребление родительскими правами, под которыми следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т. п.);

◊ жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосно­венность. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания и содержания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, непредоставлении детям продуктов питания и др.);

◊ хронический алкоголизм или наркомания родителей. Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным;

◊ совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Лишение родительских прав по данному основанию может иметь место только при наличии приговора суда.

Приведенный перечень оснований лишения родительских прав является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Если лишение родительских прав является мерой семейно-правовой от­ветственности и применяется при виновном, противоправном поведении ро­дителей, то ограничение родительских прав может быть как мерой ответственности, так и мерой защиты прав и интересов детей.

 

Телефон «Доверия» в МОУ лицей  3-20-61